ПРОЛОГ

От автора

Описание кинематографической фантазии в моей голове было предпринято для структурирования истории, когда количество эпизодов выросло до приличных значений. Изначально нужды в этом не возникало, так как фильмы, проигрываемые в воображении, не обладали обширным сюжетным единством, а разрозненные картины, хоть и разворачивались в одном мире, мало пересекались в метасюжетном плане (не связывались единой мифологией и предысторией). Но ЭГО выросла в целую киновселенную, а данное обстоятельство требовало проработать общую завязку и держать в уме целую вереницу значимых для истории элементов, связывающих части произведения. Первыми в память врезались имена основных персонажей: я упростил процесс запоминания, дав имена, начинающиеся на ту же букву, что и фильмы, в которых впервые появились их носители (позже созвучие будет разобрано при описании происхождения имён и фамилий героев во второй главе монографии). Центральные антагонисты в лице бездушных бизнес-империй – корпораций тоже постепенно обзавелись названиями, а числом соответствовали геройскому отряду.
А дальше стало тяжелее: в сюжет проникали существа из массовой культуры (конкретно, представители бестиария украинского фольклора), а потом главных героев потребовалось связать с семью смертными грехами и... держать в голове весь этот фантастический винегрет из заимствованных мифологем и собственных задумок оказалось невозможно. Поэтому я решил использовать для фиксации тезисов стену в социальной сети. Оставлял записи, чтобы при взгляде туда вспоминать забытые названия или ранее сформированные взаимосвязи нужных слов с дальнейшим сюжетом. Но краткие упоминания нуждались в уточнении, а список персонажей не просто расширился, а обзавёлся двумя уровнями. Требовалось разделить героев конкретно истории и базис, позволяющий этой истории обретать воплощение. Первым делом было решено представить в кратких биографических набросках героев. Затея дала сбой, потому что кропотливо описывать каждое действующее лицо, а потом переходить к описанию сюжетной линии (синопсису) не то же самое, что просто фантазировать. Структурирование – весьма затратный мыслительный процесс, куда более сложный, требующий усидчивости. Полёты в долине воображения – лёгкая забава по сравнению с ним. Я просто удалил посты. Помню, дошёл до описания корпораций, а потом посчитал излишним множить вымышленные вселенные, ведь в массовой культуре полно других авторских миров.
Вот только воздушные замки в долине воображения строились годами и просто разрушить их, означало потерять методику спасения от уныния. Выдуманные вселенные не просто так создаются, при конструировании автор предаётся эскапизму – способу бегства от реальности на короткий срок для восстановления душевного равновесия. Приятные воспоминания нужны для преодоления стресса. Художественное представление накопленной информации сквозь призму авторского опыта¹ является отражением внешнего мира в интерпретации конкретного индивида. Как бы не была прекрасна народная мифология, в ней ещё нужно мало-мальски разбираться, и некоторые её элементы могут быть отдельному человеку не по душе, хочется переосмыслить древние воззрения, насытить собственной трактовкой, придать индивидуальности, осовременить или попросту актуализировать (раньше были боги, теперь — супергерои). Для этого пригождается развитая фантазия. Да и само стремление переосмысливать обретённые знания присуще мечтательным персонам.

Получается, мне стало жаль умозрительные конструкции, возводимые годами. Пришлось возобновлять замысел, но уже в иной форме. Я создал сайт на бесплатном хостинге, где продолжил занятие, брошенное в порыве недовольства. Сайт честно полнился моей писаниной четыре года, а после владельцы перестали оплачивать хостинг. Но я предусмотрел такой результат, потому что ранее продление аренды тоже происходило не сразу, сайт порой оказывался недоступен целый день. Все выложенные статьи копировались в текстовый документ, которому позже было принято решение придать вид книги. Так появились два имеющихся тома Эпопеи Героев Отчуждения. И начат третий.
Новый сайт размещён на другом хостинге, оплачивается домен. А статьи публикуются на ресурсе для ведения блогов, он имелся у меня ранее и содержал записи другой тематики, но был заблокирован, как и аккаунт Google, по неизвестным причинам. При регистрации нового аккаунта система предложила воспользоваться адресом почты, начальное имя которого напоминало никнейм на том самом сервисе для блогов. Я вошёл в профиль этого сервиса, что был девственно чист, то есть, не содержал сообщений. Тогда решение и закрепилось, тем более сервис позволяет менять датировку сообщений на прошлое. Нет нужды делать помету в самом тексте, что написан он несколько лет назад, можно выбрать для публикации прошедшие годы. Купленный домен позволяет зафиксировать в адресе сайта название кинематографической фантазии, конечно, в английской вариации, ибо, согласно замыслу, ЭГО является продуктом Голливуда, хотя вернее сказать “моего собственного Голливуда”, который описан в первом уровне, названном в предыдущих томах “Кинематографическим базисом”. Первые главы “Сказания о героях” и “Новейшей истории” содержат это словосочетание в связке с ещё одним: “Преднастройка истории”. Оба созвучны понятию из марксистского учения “Базис и надстройка², но абсолютно не схожи с ним по значению. Кинематографический базис – название первого уровня фантазии. Преднастройка означает предварительную настройку, то есть создание основы. В реальности кинокартины создаются студиями, к производству причастно огромное количество людей и ресурсов. Становятся известны фильмы благодаря массмедиа или СМИ (средства массовой информации — печатная пресса, телевидение, Интернет). В распространение информации так же вовлечены многие. Первый уровень и есть базис – студии-производители и распространители информации, только вымышленные.
Как я говорил выше, любой творец преломляет восприятие реальности через призму личного опыта, проще говоря, интерпретирует настоящий мир, наделяет собственными чертами, показывает по-своему. Так и я – не просто придумывал сюжеты воображаемых фильмов, у них имелась основа: выдуманные создатели и распространители, а именно, тот самый кинематографический базис.

Я не зря начал это предисловие с объяснения мотивов и подводки к первому уровню фантазии. Второго коснусь мельком. “Синопсис повествования” или “Сюжет истории” в толковании не нуждается, тут всё понятно: изложение фабулы произведения, пересказ событий и перечисление участвующих в них героев.
Мотивом упоминания базиса послужила занятная деталь. В начале работы над первым томом я включил в ЭГО персонажей из мультсериала детства «Сейлор Мун» не только по причине ностальгии и желания разнообразить мужской состав действующих лиц. Одна вымышленная студия обладает такой фирменной заставкой: падающие звёзды становятся окончанием пальцев звёздной девушки, которая подносит указательный к губам, выдавая жест “Тсс” (упоминание заставки расположено в первых абзацах рецензии). Снизу появляется название компании: Secreten Films. Да, анимация и жест прямо соответствуют названию: абрис девушки из звёзд призывает хранить секрет. Но я хочу препарировать весь этот образ, связав с упомянутым мультсериалом. Летящие звёзды позаимствованы из заставки голливудской студии Paramount Pictures:

Первоисточник очертания лика девушки из звёзд не вспомнил, слишком ассоциативный, возможно, этот образ – компиляция нескольких. А вот момент превращения падающих звёзд в ногти взят из момента, часто показанного в аниме Сейлор Мун:
Получается, визуальный образ пробудил нежное отношение родом из детства к соблазнительным героиням и вдохновил на добавление идеи фанфика в оригинальный проект. Безусловно, назвать ЭГО исключительно самостоятельным замыслом нельзя. Как и любой авторский мир, она базируется на откликах информационного поля, взятых из памяти неосознанно и преобразованных. В частности, герои со спецспособностями срисованы с Людей Икс, а могущественные корпорации позаимствованы из Робокопа. Но это я упоминал во вступлении первого тома, значит, функция предисловия исчерпана. Пора переходить к кинематографическому базису.

Пролог

Главным событием этого года, без сомнений, стала информационная монополия новой разновидности коронавируса. Мы не зря употребляем такое определение, ведь новый возбудитель завладел информационным пространством. Жесткая новостная блокада создаёт адское чудище, игнорируя простой факт: вирусы – самая многочисленная форма существования организмов на планете. Да, это не совсем живые существа, даже не белковые тела, из белка только их оболочка. Вирусы – преобладающее царство всех вариаций биологического разнообразия. Ажиотаж сведений вокруг нового заболевания очень похож на религиозный фанатизм и упрощённый взгляд догматиков на реальность. Легко обвинять во всех кознях условного дьявола, как некое воплощение абсолютного зла, нежели признать звериную природу человеческого существа. Легко любой симптом заклеймить признаком поражения коронавирусом, нежели признать низкую вероятность выяснения принадлежности возбудителя к другому семейству или другой разновидности того же семейства. Вирусов больше, чем всех живых существ вместе взятых, а известных медицине типов вирусов или их семейств – микроскопическое количество.

Но важно упомянуть не столько влияние информационной бомбы на медиапространство, сколько неосознанное предвидение популярных тенденций со стороны Vension Media Product Company. Компания создала пророческую необходимость, размещая «Героический исход» в открытом доступе. Через два года этот прецедент стал единственным спасением для производителей. Кинотеатры оказались закрыты, премьеры сместили, намечая крупные релизы на окончание пандемии, но та не собиралась завершаться. После смягчения условий карантина прокат всё равно не смог вернуться к прежним показателям. Всё благоволило развитию домашнего просмотра. Онлайн-сервисы могли привлечь новых зрителей крупнобюджетными блокбастерами. А меж тем премьера ГИ состоялась до событий, омрачающих перспективы кинорынка. Финальный эпизод ЭГО опубликовали для свободного ознакомления на сайте Starlight Earliness VMPc в мае 2018-го. Тогда такое решение казалось безумием. Но благодаря ему сайт обзавёлся солидным притоком новых пользователей.
В следующем году Майк Джинхолл представляет две книги. Одна из них «Летопись тёмного борца. Мир против Никона» примечательна провидческой метафорой: вторженец в прошлое сравнивается с вирусом, меняющим привычный мировой порядок. Вторая «Против течения» иносказательно предупреждает о пагубных последствиях игнорирования гигиены, будто напоминая чаще мыть руки. Автор так или иначе касается вирусной темы и словно прозревает грядущие перемены, что придало романам острой актуальности. Конечно, Майк не подразумевал, что истерия с новым возбудителем поднимет интерес к его книгам, он просто выбрал удачную аналогию причинам изменений в упорядоченной системе, будь то человеческий организм, как в «Против течения», или целый мир, как в ЛТБ.МПН.
В конце 2019-го глава VMPc заявил, что компания закончит прежнюю деятельность, и к 2022-му сконцентрируется на цифровом сегменте. Создание медиаматериалов в сфере промоушена будет прекращено, а коммерческие сайты станут приоритетным направлением. На начало 2020-го Starlight Earliness VMPc и ProDetected VMPc (коммерческие сайты, принадлежащие Vension Media Product Company. Первый – многопрофильный медиаресурс, совмещающим функции онлайн-кинотеатра, цифровой библиотеки и музыкального стримингового сервиса. Второй предоставляет доступ в аренду к профессиональным программам редактирования аудио и видео) обзавелись версиями для мобильных операционных систем (мобильными приложениями). Два телеканала, принадлежащие компании, переходят на интернет-вещание, а в этом году вовсе прекращают работу. “Мы вынуждены принять новые условия, подготовились к ним и чётко следуем ранней стратегии” – заявил Карл Густав Джозефф Ричардс Веншен Третий. Компания отказывается от убыточных проектов и делает упор на перспективные. При этом, ни начавшаяся пандемия, ни ранние препоны не мешают реализации. Ещё до выпуска «Героического исхода» VMPc обещала не возвращаться к созданию кино. Казалось бы, очевидное решение, обусловленное потерей комплекса декораций и требованием освободить территорию бывшего холдинга POLIS. На самом деле сложившиеся условия благоволили признать большую вероятность убыточности кинопроизводства, а нагрянувший кризис, вызванный пандемией, только подтвердил опасения. Чем не реализация довода, приведённого первым романом Майка Джинхолла: “любой вирус (чужеродное воздействие) меняет устоявшееся положение. Бороться с ним необходимо лишь собственными изменениями. Ведь мир меняется, следственно меняться необходимо в унисон”?

Упоминание коронавируса было необходимо, поскольку игнорировать такой инфоповод не выйдет. Хотя изначально авторы хотели посвятить весь этот текст одному кинопроекту, что обладает почти тем же хронометражем, что и ГИ, и даже немного повторяет судьбу финишного аккорда кинооперы.
«Лига справедливости Зака Снайдера» стала уникальным прецедентом влияния фанатов на решение студийных боссов. Первая «Лига», вышедшая в 2017-ом, разочаровала зрителей. Режиссёр прекратил работу над фильмом по причине семейной трагедии. Проект поручили завершить другому режиссёру. Но после премьеры Зак продолжал намекать фанатам на существование режиссёрской версии. И обстоятельства сложились благоприятным образом, позволив удовлетворить чаяния поклонников. По причинам, описанным абзацем выше, многие компании стали делать упор на стриминговые сервисы. Warner Media решила привлечь внимание к своему. Но в большинстве случаев проекты для онлайн-просмотра не могут тягаться в зрелищности с кинотеатральными релизами. А тут Снайдер удачно сохранил черновую версию своего детища и хорошо подогрел интерес к нему. Фанатский промоушен неплохо сказался на потенциальном принятии хита. Режиссёрскую версию было решено пустить в производство.
18 марта версия «Лиги справедливости» от первоначального создателя, прозванная “Снайдеркат” (Snyder's Cut - буквальный перевод "нарезано Снайдером" или "нарезка Снайдера", но корректный "версия Снайдера"), увидела свет.
С ГИ фильм роднит хронометраж и тяготы производства. Ну, и немного направленность. В обеих картинах центральные действующие лица – люди с уникальными способностями, которым противостоит могущественный антагонист, желающий поквитаться за раннее поражение. Но всё же ГИ протяжённее Снайдерката: четыре часа и двадцать минут против четырёх часов с двумя минутами. Обе стали оригинальным проектом для онлайн-сервисов и обе подверглись значительным пересъёмкам. А ещё похожи на авторское кино, ибо являются режиссёрскими версиями. Только ГИ в первом варианте был доступен весьма узкому кругу (в 2015-ом на, ставших традиционными для фильмов ЭГО, предварительных показах показали двухчасовую версию, которая сейчас известна, как акт первый с рабочим названием “Последние земные дела”). Снайдеркат планировался в виде мини-сериала, а ГИ мог распасться на две части, но каждый оказался цельным произведением. Если первый поделён создателем на шесть именованных частей с эпилогом, то второй не содержит открытого членения, а известные три акта использовались только в процессе работы.
Предсказуемая реакция большинства зрителей, не относящихся к фан-сообществу, сосредоточилась на длительности. Приличный хронометраж заставляет предостеречься от просмотра, но служит хорошим маркером. Режиссёрские версии создаются больше для фанатов и выражают волю создателя, поэтому обывательские упрёки абсолютно излишни, чёткая направленность авторского кино отсеивает нежелательный контингент с клиповым мышлением.
Что же до препон в производстве, Снайдера, возможно, сместили с поста, потому что разочаровались предыдущими работами, не принёсшими ожидаемого дохода. Его киновселенная имела мрачный тон и ощутимо контрастировала с лёгким супергеройским кино. Финальный эпизод киносаги об уникумах оказался дорог в производстве, и завершение съёмок совпало с разбирательством касаемо права VMPc занимать территорию национального парка, примыкающего к киногородку Polis. В самый разгар работы над последними кадрами руководство студии вынудили ликвидировать комплекс декораций и освободить местность. Для продолжения пришлось воспользоваться натурными съёмками в Италии.
Правда, «Героический исход» полноценно завершил тяжеловесную киносагу, а вселенная Снайдера, скорее всего, не увидит продолжения.
Фанатское движение за выход Снайдерката не ограничилось сетевыми манифестами, оно перетекло в реальность и создало шумиху, таким образом представив аналог главной завязки ЭГО, ведь активные пользователи Сети, словно уникумы, боролись против решения финансового гиганта. Корпорации давно перестали быть выдумкой фантастов, сейчас капиталистические магнаты лоббируют нужные законы, влияют на правительство, и нативной рекламой формируют у населения искусственные потребности. При этом, без использования чипов ментального контроля. Поэтому киносага формирует верные установки даже в таких мелочах, как общее наименование главных героев. Уникум, в первую очередь, уникален способом мышления, тотальной критичностью ко всему, беспрестанной постановкой под сомнение даже собственных убеждений. Хорошо эта особенность описана во втором романе Майка Джинхолла, где Флоувинг Кон старается перестроить мыслительный процесс, попав в новые условия.

В конце пролога необходимо связать упоминание движения за Снайдеркат с повторившимся случаем вокруг ЭГО. Майк Джинхолл планировал три книги, о чём будет повествовать первая глава. Третья не вышла, автор посчитал её замысел бесперспективным. Но вышедший после громогласных призывов Снайдеркат вдохновил почитателей писательского дара Джинхолла организовать собственное движение за выход третьей книги. После заявления писателя, что от неё осталась лишь задумка основного сюжета и деление на главы опять же только в стадии замысла, многие активисты предложили собственными силами завершить текст. Особо выдающимся стало предложение скомпоновать варианты разных добровольных авторов, от чего Майк, сначала воодушевившись массовой поддержкой, благоразумно отказался, аргументируя сомнением в правильности выдвинутой инициативы. По его словам, коллективное творчество становится мешаниной различных вкусов и представлений, а любое произведение ценно мыслями автора и личным отношением. Поэтому необходимо отнестись с уважением не только к работе писателя, но и к его решению оставить ранний замысел без реализации.


Нынешний том делится на два раздела. Первая часть обрела название “Монография ЭГО”. В ней коллектив авторов попытается найти предпосылки к возникновению киносаги. Конечно, название претендует на научность, но больше склоняет к обывательскому подходу. Использование термина “монография” не должно вводить в заблуждение, поскольку его применение оправдано схожестью предстоящего разбора с научным исследованием. Авторы не обладают научными степенями, а с позиции увлечённых зрителей постараются разобрать одну тему (наличие одной темы и академический подход определяют принадлежность научной работы к монографии), чтобы закрыть большинство вопросов: выяснить самобытность киносерии ЭГО, раскрыть истоки её оформления в протяжённую историю, рассмотреть влияние мировой культуры и найти заимствования.

Вторая часть больше соответствует названию самого третьего тома и обладает таким же. “Предтечи” станет сборником синопсисов всех составляющих ЭГО фильмов. Главы подразумевают актуальное сейчас деление на подсерии с небольшим исключением: третья часть представлена не полностью и отсутствует четвёртая, потому что наполняющие их эпизоды (а именно: «Две стихии», «Бегун. Решающее соревнование», «Бегун. Самая последняя глава».
НОВЫЙ АГИОЛОГИУМ. ЭПОХА АНТАГОНИСТОВ (тетралогия лунных воинов): «Лунные воины», «Летопись тёмных борцов. Никон Гэрдиан», «Героиня», «Героический исход») имеются в первом и втором томе.

Популярные сообщения из этого блога

[Часть2 Глава1] БЕГУН (1996)

[Часть2 Глава1] БЕГУН (1997)

[Часть1 Глава2] ЗАРОЖДЕНИЕ ЭГО