[Часть1 Глава2] ФАКТОРЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ИДЕИ: ИДЕЙНЫЙ ВДОХНОВИТЕЛЬ

Статья посвящена автору и его замыслу, но название двояко. Если говорить исключительно о создателе, бесспорно иметь в виду Зорана Митчелла. А вот идейный вдохновитель – деятель иного толка.
Нельзя утверждать, что на Зорана повлияло творчество упоминаемого далее поэта, сам режиссёр только цитировал этого деятеля в глоссарии (том 1, глава 2, статья “Хронология и глоссарий ЭГО (дополнение к основной истории)), конкретно, в термине “Предел выносливости Рубби”.
Джон Бильнон (John Beelnon, 1897 - 1930) – американский поэт, убеждённый монархист, адепт радикального ответвления католической церкви.
За десятилетнюю поэтическую деятельность Бильнон оставил всего три десятка стихотворений, поэтому известен не влиянием на литературу, а причастностью к появлению фразеологизма. Когда Джону исполнилось тридцать, он прекратил стихосложение и вступил в монашеский культ. По словам современников, поэт угодил в секту фанатиков, вольно трактующих заветы церкви. Через год Бильнон заявляет о начале работы над эпической поэмой. Согласно замыслу, она должна стать его Magnum opus и состоять из пары десятков томов. Вплоть до смерти поэта были известны только название труда и ключевая тема. Бильнон разочаровался в отношении людей к Богу и хотел описать, как посланники всевышнего пытаются вернуть себе исконное уважение, но терпят крах. “Эпопея отверженных” называлось планируемое сочинение, но потом немного преобразилось, став “Эпопеей об отчуждённых богах”. В мировой литературе уже существовал образец, вызывающий стойкую ассоциацию со словом “отверженные” – роман-эпопея Виктора Гюго, поэтому Джон Бильнон решил избежать подозрения, будто его эпопея – парафраз работы французского классика. Автор долго размышлял, как назвать божественных посланников. Первоочередное слово “ангелы” отсекалось, ибо герои пришли не с небес, а оказались преображёнными людьми. Как сообщали члены семьи, поэт остановился на универсальном обозначении выдающихся представителей человечества – уникумах. Наследники отказались публиковать сохранившиеся отрывки эпоса, аргументируя скудным их количеством и волей автора. Потом, благодаря слухам, удалось выяснить, что уникумами Бильнона должны были стать люди с экстраординарным даром. Но правдивость таких сведений под вопросом.
Замысел поэта, его тиражируемость и постоянные оправдания отсутствием свободного времени, потому что якобы всё оно уходит на поэму, вкупе с нулевым результатом превратились в словосочетание “планы Бильнона”. В русском языке существует аналог этого выражения – неологизм из поэтического наследия Владимира Маяковского “планов громадьё”. “Планы Бильнона” – утопичные, грандиозные замыслы, о которых инициатор постоянно говорит и не демонстрирует сподвижений к реализации.

Невольным воплотителем планов Бильнона (тут необходимо разграничить фразеологизм с исконным значением, ведь в какой-то мере замысел поэта реализовался, но в иной форме) стал Зоран Митчелл. В начале работы над дебютным фильмом режиссёр сходу предложил назвать главных персонажей уникумами, хотя в сценарии ребята с экстраординарными силами звались “мутанты”. Как известно по первой статье этой главы, производители не гнушались перенимать идеи Голливуда, подчас копируя успешные ленты, поэтому наличие мутантов в «Созвездии» только усугубляло сходство с блокбастером «Люди Икс».
Так мы плавно переходим к пути становления “героя” данной публикации.
В предыдущей статье упоминалось объединение актёров, основавших продюсерское предприятие. Эти актёры принадлежали разным студиям и отказывались работать за прежние гонорары. Их объединение UGU Enterprise фактически принудило частные кинофирмы к сотрудничеству, благодаря чему возник холдинг POLIS. Главным инициатором образования профсоюза являлся Джоди Фонструа (полное имя: Джойден Фонструа – Joeden Fonstrua) – режиссёр и актёр, ставший в начале двухтысячных культовым среди почитателей кинопродукции POLIS`а. В 1995-ом только прошедший режиссёрские курсы Зоран Митчелл попал на стажировку и приглянулся маэстро. Джоди советовался с Митчеллом, всякий раз восхищаясь его прозорливостью и вниманием к мелочам. 1996-ой год стал плодотворным для наставника с учителем, вышли работы Фонструа, превознёсшие его кандидатуру в режиссёрской среде. Боевики «Острие», «Стрелок», «Ярость» очаровали психологизмом и глубиной проработки главных героев, чем другие проекты Udarning Films похвастаться не могли. Успех закрепила «Чета правосудия» 1997-го, потом «Похищенный» 2001-го. А “уроженец” 2002-го «Подземка» от Joconds Films вообще стал обладателем премии в номинации “прорыв в жанре” (POLIS ежегодно отмечал выдающиеся картины разных жанров между своими сателлитами): история о двух солдатах, отправленных на самоубийственную миссию среди пустыни, где они чудом находят подземный ангар с военной техникой и кучей оружия. Возможности связаться с командованием нет, поэтому рассчитывать приходиться на свои силы. Орда террористов защищает идеальный тайник, недоумевая, как пара американских вояк умудрилась разыскать их сокровищницу. Героям почти удаётся осуществить задуманное, один даже берёт в качестве трофея золотой пистолет, предназначенный для расправы над американским президентом. Фильм удивил сюжетным поворотом в финале, когда один из бойцов вдруг теряет мотивацию и намерен сдаться, убив товарища, аргументируя их борьбу полной неэффективностью, ведь, кто знает, может, у злобных арабов много таких подземок с арсеналом по всей пустыне. Единственная золотая пуля из того самого трофейного пистолета в итоге достаётся паникёру, а оставшийся без поддержки герой завершает безумную операцию.
Идею с развязкой, где конфликт между соратниками становится выше главной задачи, режиссёру подсказал именно Зоран Митчелл. Благодаря покровительству именитого кинодеятеля помощник проявит себя позже. В 2003-ем Джоди Фонструа умирает из-за проблем с сердцем, едва успев закончить съёмки своего последнего фильма, где сыграл одну из главных ролей. Боевик о двух крутых парнях на мотоциклах, объявивших войну терроризму, назывался «Братья», и помимо режиссёра, ставшего одним из “братьев”, располагал культовой актёрской фигурой – Эдрианом Полом в качестве другой половины дуэта. Завершить проект (требовалось содействие режиссёра во время монтажа) доверили Митчеллу, помня, как ушедший отзывался о верном помощнике. Картина вышла в том же году, почтив память куратора и исполнителя последней роли. А в 2006-ом Зорану поручили всецело заняться первым масштабным кроссовером «Созвездие», где встретятся целых пять разномастных персонажей. Крупный групповой фильм стал не только режиссёрским дебютом, но и дал старт Эпопее Героев Отчуждения, которая оказалась Magnum opus для самого создателя, что весьма иронично, так как эпическая поэма на схожую тему должна была увенчать творческий путь Джона Бильнона. Замысел сменил форму реализации и даже исполнителя, но всё же воплотился.

Зоран никогда не упоминал в качестве первоисточника грандиозную затею поэта, но определённые параллели в работе прослеживаются. “Эпопея парней - аутсайдеров” звучит как осовремененный вариант велеречивого “Эпоса об отчуждённых богах”. Патетический накал богоизбранности героев снижен, они низведены до некой маргинальной группы. Это вторит основному конфликту в задуманном произведении Бильнона, где божественные посланники вместо того, чтобы вернуть небожителям утраченное величие, усугубляют их незавидное современное положение. Носители сверхъестественного дара становятся аутсайдерами, подкрепляя статус своих прародителей.
Печальную судьбу высших существ мы разберём в третьей статье, углубив разбор примером из массовой культуры, на который, вероятно, опирался Митчелл. А здесь упомянем ещё пару отсылок к Джону Бильнону.
Обозначение героев “уникумами” взято из народной молвы. Поэт, благодаря частому упоминанию своего главного труда, породил множество слухов. Сейчас нельзя разграничить подлинные его заверения и версии, что придумали современники. На Зорана влиял информационный шум, связанный с интересующей темой. Интерес к личности поэта подтверждается в тексте глоссария, где режиссёр цитирует стихотворение Бильнона «Триединый взгляд».
Стихотворение Д.Бильнона «Триединый взгляд» на языке оригинала


В общей истории ЭГО ссылок на стих нет, лишь в третьей части сольного проекта одного из главных персонажей – фильме «Бегун. Самая последняя глава»(1999) «Триединый взгляд» введён в сюжет по совету Митчелла. Также помимо названия саги и действующих лиц, наблюдается занятное совпадение – упоминание монашеского культа. Как сообщалось ранее, Джон Бильнон к тридцати годам ударился в религиозный фанатизм, не известно, с целью изучения теологических воззрений, либо для духовного просвещения. А в третьем сезоне «Скитальцев» теневым сообщником главных антагонистов становится монашеский культ с апокалиптичным уклоном веры (“Орден культа перерождения мира” имеет толкование в глоссарии Зорана Митчелла, следовательно, задуман им до создания сериала, к которому автор ЭГО не был причастен). Легко угадывается аналогия жизненного пути Бильнона с позицией адептов сериального учения: те тоже разочаровались в человечестве и впали в обскурантизм, лелея надежду увидеть зачатки просветления у потомков. Возможно, и Бильнон своей поэмой хотел добиться схожего результата. А Зоран Митчелл осудил принятое поэтом решение, показав тупиковость развития таких мысленных изысканий.
Если Джон Бильнон гипотетически повлиял на режиссёра, то сам Митчелл, будучи продолжателем традиций Джоди Фонструа, имел вполне конкретное влияние на творческие решения студий POLIS`а. Фигура ментора оказала подспорье при рассмотрении идей ученика.

Популярные сообщения из этого блога

[Часть2 Глава1] БЕГУН (1996)

[Часть2 Глава1] БЕГУН (1997)

[Часть1 Глава2] ЗАРОЖДЕНИЕ ЭГО