[Часть1 Глава3] ПОСЛЕСЛОВИЕ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ

В предыдущих статьях мы обделили вниманием постер одного эпизода.
Афиша «Кватро» (2009) выполнена в необычной стилистике. Интересна смысловая глубина представленных на ней образов. Как и в случае с обложкой книги «Ангел из снов в чистилище будней», перед нами оммаж на полотно художника.
Леонардо да Винчи хотел показать гармоничность пропорций человеческого тела. Универсальность его работы в том, что выведенную гармонию можно применить в других сферах – например, в архитектуре¹⁸. Наброски художника полны символизма, он пытался рассмотреть аналогии между самой природой и её созданиями¹⁹.
Дизайнеры POLIS`а вдохновились эрудицией гения эпохи Возрождения и выбрали в качестве основы для постера рисунок да Винчи "Витрувианский человек".
Название фильма располагается сзади, выдвигая на первый план фигуру главного героя, ведь картина о становлении Миркла Ходэмчиана и принятии им своей уникальности. Фигура раздвоена, так как Миркл только с виду обычный человек, “вторая личность” из жёлтого свечения демонстрирует четыре экстраординарные способности, благодаря которым герой и получил такое прозвище (хотя само слово заимствовано из испанского и пишется иначе: “cuatro”, на постере оно написано на интерлингве): 1 - правая рука испускает электрический разряд, 2 - из левой торчит острый штырь, 3 - взгляд извергает воспламеняющие лучи, 4 - “призрачная фигура” состоит из ореола, потому что четвёртую силу Кватро – телепортацию можно узнать по такому эффекту в момент отбытия из точки нахождения и появления в точке прибытия (“Миркл внезапно озаряется светом, его силуэт исчезает, оставляя дым. Тахионы тем временем мгновенно перелетают в тот уголок планеты, где герою надлежит появиться. Там возникает вспышка, образующая контуры тела…”). Фоном служит ночной город. Фигура стоит на крыше здания, словно намекая, где и когда произойдёт финальная сцена. В первой версии сценария Миркл погибал, как известно из начальной статьи этой главы, но концовку изменили, судя по выходящим продолжениям. Финал и так предлагал зрителю самому решить, что стало с главным героем, ведь последствий поимки Миркла не показали. Если держать в уме ранний замысел, сюжет постера наполняется мистическим толкованием: бренное тело остаётся на крыше, “призрачная фигура” становится душой, раскинутые руки с ногами словно дают взглянуть на героя с другого ракурса, когда он падает замертво, а душа уносится в царствие небесное.

Рассмотренный постер вновь показал, насколько ЭГО полна заимствований. Впрочем, любое произведение – это сплав готовых идей, но с другим соотношением компонентов. Все сюжеты давно известны, отличаются только способы их донесения. Основной целью нашей монографии было доказательство этой истины. В первой главе мы интересовались новыми продуктами франшизы, появление которых дало стимул для изучения предыстории ЭГО. Во второй совершили экскурс в прошлое, чтобы проследить истоки оформления и становления ЭГО медиафраншизой, попутно находя заимствования из мировой культуры. Третья глава должна найти самобытность в разбираемой теме.

Попытки внести новизну отражают творческие поиски. И мерилом творческого подхода в любой работе становится её самобытность или уникальность. Повторно рассказать очевидную истину – моветон, а преподнести её иначе – новаторство. Так можно ли считать ЭГО уникальным продуктом? На наш взгляд, вполне. Нельзя обойтись без сравнений, подчёркивающих этот вывод.
Более заметный сосед киноэпопеи в современном медиапространстве – Кинематографическая вселенная Marvel, самобытность которой сомнительна, поскольку КВМ базируется на богатейшей индустрии в плане идей, сюжетов и героев – комиксах. Сменилась только форма подачи, новаторства не возникло даже на уровне смыслов. Интеллектуальная бедность обусловлена экономической парадигмой массового искусства. Голливудское кино – коммерческий продукт для ублажения нетребовательной аудитории. Он необходим как развлечение, мудрёные смыслы отпугнут зрителей, привыкших отдыхать от рутины. Хотя крупицы авторской идеи можно посеять даже в таком выхолощенном, стерильном продукте. Но блокбастеры создаются по отработанным лекалам, внедрять туда авторские вольности не станут во избежание потери зрительского интереса. Поэтому уповать на талант режиссёра бессмысленно.
И всё же, не будь популярен данный жанр, не появилось бы его деконструкции. Если существует архетип супергероя, появятся иносказательные формы этого архетипа. Сверхлюди призваны спасать мир, значит, могут возникнуть сверхлюди, вынужденные спасаться от мира.
Наша сага базируется исключительно на синопсисе автора. Конечно, он вдохновлялся элементами массовой культуры, но создавал историю с нуля, не заимствуя темы из других источников. Но какова основная идея его детища?

Попытаемся выделить сюжетную общность каждой подсерии: “Дебютные картины отдельных героев” – это длительная экспозиция и знакомство с действующими лицами. Каждый из них удостаивается клейма “сверхчеловека”. Обладание уникальностью трактуется не как высший дар, а скорее как проклятие. Герой становится уникумом благодаря стечению обстоятельств и живёт согласно новому статусу, не прекращая сетовать на судьбу.
Некоторое время спустя уникумы понимают, что винить некого, госпожа Случайность не ищет фаворитов. Принимают своё проклятие, смиряясь с дарованной участью. Этот момент освещается уже в “Фильмах гильдии уникумов (эре кроссоверов)”. Дополнительно герои учатся контролировать небывалую мощь, которой завладели.
Две приведённые части киносаги содержат основные принципы идейного наполнения: человеку необходимо признать свою внутреннюю звериную сущность и научиться распознавать её влияние на поведение.
Начало нового агиологиума” вынуждает героев исправлять ошибки, сделанные в прошлом. Ключевой мотив этой части – рациональный взгляд на минувшие дни, отказ от сожалений, что тогда не поступил иначе. С помощью исторических скитаний Руббиена Шкварцвена авторы показывают бессмысленность желания скорректировать судьбу. Личная история – свершившийся факт, она дарит опыт, а фантазии на тему её альтернативного развития – пустое. Прошлое не стоит идеализировать, демонизировать, иными словами, наделять личным отношением, его необходимо принимать, чтобы жить в гармонии с настоящим.
Новый агиологиум. Эпоха антагонистов” несмотря на малое количество эпизодов остаётся самым насыщенным периодом в истории уникумов. “Тетралогия лунных воинов” знакомит с антагонистами, раскрывая их мотивацию, а главное, вводит теневого игрока – главного кукловода. Острая проблематика этой части: неспособность понять чужие мотивы – конфликт интересов. Философская подоплёка четырёх эпизодов прослеживается в банальном откровении: нет выбора между двумя категориями, да и самих категорий тоже нет, зло и добро придуманы людьми, универсальные принципы не зарождались вместе со вселенной. Природа – не высший разум, а простая совокупность процессов, которые нельзя предугадать, ибо мозгу не хватит вычислительной мощности. Легче признать всё результатом комбинаций элементарных частиц, а сам процесс – случайностью. Отсюда проистекает абсурдность понятия “судьба”. Ведь, как сказано выше, мозгу не хватит мощности рассчитать все условия для выведения закономерностей.
Эти выводы можно облечь в стихотворную форму. Например, так поступил малоизвестный советский поэт Николай Глазков:
Звёзд на небе мириады,
И растут над ними травы.
Для чего же в мире яды
И различные отравы?

Хорошо смотреть на волны,
Нарифмовывая строки.
Для чего же в мире войны
А в домашних битвах – склоки?

Очень долго думал я про
Мир нелепостей и идеалов,
Пока не догадался, что зло и добро
Разность каких-то потенциалов.
1943²⁰
В качественном произведении перемены в характерах героев должны олицетворять эволюцию само́й идеи. Большое значение должно быть уделено и месту действия. Художественная вселенная с чётко прописанными законами придаёт истории серьёзность. Противоречащие логике правила мира нужны для гротеска и приемлемы только в комедийном жанре.
Рассмотрим нашу сагу с учётом заявленных критериев. Находя в предыдущих томах неактуальные данные, смысловые ошибки и корректируя найденное в этой главе, мы поняли, что авторы серьёзно отнеслись к проработке мира, устраняя несостыковки. А мы доказали важность их труда, анализируя сведения из творческой мастерской.


работа над текстом: Порфирий Липатов, Павел Кирсанов, Дмитрий Торторов;

работа с иллюстрациями: Порфирий Липатов, Артём Соколов, Андрей Шакиров;

поддержка авторов: Ульяна Кирсанова, Адель Торторова.


апрель 2022 г.

Популярные сообщения из этого блога

[Часть2 Глава1] БЕГУН (1996)

[Часть2 Глава1] БЕГУН (1997)

[Часть1 Глава2] ЗАРОЖДЕНИЕ ЭГО