[Часть1 Глава2] ПОСЛЕСЛОВИЕ ВТОРОЙ ГЛАВЫ

В послесловии первой главы появилось откровение создателя саги: Зоран не хотел растягивания своей истории на десятки картин. Это выяснила творческая команда VMPc, когда заявилась к бывшему режиссёру для съёмок финальных кадров «Героического исхода».
ЭГО сценарно соответствовала синопсису Зорана, но визуально не совпадала с картиной в его воображении. Диссонанс между ви́дением и реальностью неизбежен, когда твоё детище начинает жить самостоятельно. Это возмущение знакомо родителям, если чадо идёт вопреки их желаниям, проявляя индивидуальность. О таком диссонансе говорил ещё мистер Третий в чате “Послы пансофизма”: почему вы не даёте ему взрослеть? Он не приобретёт другой цвет кожи, не сменит сексуальную ориентацию, не изменит своим врождённым качествам в угоду кому-то, он просто вырастет. Постарайтесь разглядеть это существенное различие, и дайте ему самостоятельности. Неприязнь автора к трансформации его идеи вполне предсказуема.

Митчелл назвал своё детище “эпопеей”, но не хотел, чтобы оно растянулось на десятки картин. Тут возникает противоречие, ведь литературный термин “эпопея” – повествование о значимых исторических событиях – подразумевает внушительный объём. В предмете нашего рассмотрения сюжетные вехи зовутся соответственно – например, “эпоха последнего тёмного борца”. Эпохальность происходящего несомненна, даже если временной промежуток не дотягивает до соответствия эпохе. Ключевой мотив названия – весомость для будущего. Деление на монументальные хронологические отрезки наблюдается также при структурировании всей саги: “эра кроссоверов”, “эпоха антагонистов”, хотя последняя уступает другим в количестве эпизодов.
Мы опираемся на литературную трактовку термина, но речь о кино, поэтому закономерен интерес к фильмам-эпопеям. Первой на ум приходит космическая сага «Звёздные войны» из шести эпизодов. Разумеется, если иметь в виду первоначальный замысел, ведь The Walt Disney Company, получив права на серию, вознамерилась продолжать выпуск историй в популярном сеттинге. Джордж Лукас рассчитывал на две трилогии. Разделение легко угадывается в плане сюжета: Энакин Скайуокер становится Дартом Вейдером и гибнет от руки сына, что, кстати, походит на дилогию о тёмном борце, где Никону Гэрдиану тоже приходится покарать родителя, невольно перешедшего на “тёмную сторону”. Разница в полном раскрытии перехода Энакина в «Звёздных войнах» по личным мотивам и неожиданной трансформации Милгрэма Гэрдиана в «Рыцаре ночи» из-за внешней причины.
Богат на киноэпопеи советский кинематограф²⁷. Если сравнивать ЭГО с этими примерами, ощущается явная избыточность объекта сравнения. Тридцать шесть эпизодов, среди которых сериал с мультсериалом, полнометражные киноленты и анимационные их варианты – сага и впрямь чувствуется перегруженной. Киновселенная Marvel обширнее, если учитывать все проекты, когда-либо выходящие на экран, включая короткометражные фильмы, сериалы и планируемые экранизации. Естественно, без учёта другой атрибутики по франшизе, как то: комиксы, книги, видеоигры.
Ранние киноэпопеи интересны как исторические примеры, всецело равняться на них не выйдет. Нынешнее время устанавливает другие стандарты. Конвейерный принцип выпуска продолжений – данность культурному направлению современности, упомянутому в статье “Потребность эпохи, становление гиганта”. Неизвестно, каким количеством эпизодов удовлетворился бы Зоран Митчелл, курируя он проект самостоятельно, важно, что придуманная им история, несмотря на затянутость, полноценно завершена.

Предыдущая статья в качестве возможной заимствованной идеи вводит буддистскую практику Чод, а конкретно, связь эго с демонами (раздел “Героическое эго”). При дальнейшем погружении в эту тему возникает больше перекличек. Если поэт Джон Бильнон, ища просветления, ударился в религию, создатель ЭГО критически подошёл к вопросу чужой веры. Некоторые воззрения его увлекли и стали питательной почвой для ростков замысла.
Согласно мифологии ЭГО, уникум, смиряя влияние внутреннего демона, обретает экстраординарные умения или сверхспособности. Наблюдается схожесть с медитативными практиками Чод:
“Когда йогин глубже постигнет пустоту, магические проявления перестанут на него влиять. Напротив, они постепенно потеряют власть над его умом, и боги с демонами, всё больше прислушиваясь к словам йогина, рано или поздно начнут выполнять все его приказы. У йогина возникнут сверхъестественные силы и прочие достоинства…”²⁸
Также Чод напутствует:
“Этот опыт даст совершенное знание прошлого, настоящего и будущего, а также понимание [природы] всех феноменов. Обретя проникновение в ясный свет, йогин сможет укротить огромное количество существ силой полученных вследствие реализации ясного света многочисленных достоинств, таких как знание бесчисленных видов учения, диспутов и комментариев…”²⁹
Данный фрагмент словно подготавливает адепта ко всеосведомлённости. Уникумы обзаводятся даром обретать любые знания без необходимости обучения. А метафора “ясного света” будто подразумевает эскалацию, ведь, пройдя её, носитель части демона-брата и впрямь сможет укрощать огромное количество существ – ему будет доступно управление всеми обитателями планеты, если не подавлять в себе этой способности.
Аллегорию превосходства в виде демона Зоран Митчелл мог почерпнуть из данной практики, а количество демонов соответствует числу уникальных ребят, никакого глубокого символизма в число "семь" автор не закладывал.
Согласно учению Мачиг Лабдрон, душевный пандемониум зиждется на одном представителе, и отсекаются демоны эго принятием иллюзорности сущего:
“Несмотря на то что в традиции чод проводится чёткое различие между четырьмя демонами, все они зависят от четвёртого – демона высокомерия, или ошибочного цепляния за «я». Как только будет отсечён демон эго, вместе с ним перестанут существовать и все остальные демоны…
Лучшее противоядие от этого демона – постижение того, что всё, возникающее в уме, включая любые достоинства и недостатки, лишено даже толики самобытия и подобно иллюзии или образу, возникающему в сновидении”.³⁰
Эго пронизывает бытие мыслящей обезьяны и придаёт всему смысл, обретая множество вариаций искушения. Но стоит только осознать, что реальный мир – сконструированная мозгом иллюзия, пропадает гонор и возникает смирение.
Можно переосмыслить концовку «Героического исхода» и увидеть визуальное соответствие данному тезису: Кватро явился в наш мир, став продуктом воображения, будто осознал не только свою иллюзорность, но и нереальность покинутого места обитания.
Зоран Митчелл решил идти своеобразным путём йогина – отрёкся от благ прогресса, а Джон Бильнон выбрал умозрительный путь, чтобы преисполниться мудрости. Каждый пришёл к пониманию, что никакого глобального замысла нет, истинный смысл можно только придумать самому. В процессе его конструирования меняются взгляды, подходы и цели. Творчество, как инструмент для этой задачи, не имеет универсального применения, поэтому способы показать итоговый результат так различны и многочисленны.
Становление ЭГО медиафраншизой было предопределено само́й сутью истории. Творческая вселенная полнится уникальными чертами, собственными законами, явлениями и прочими сопутствующими атрибутами. А когда облекается в художественную форму, все эти атрибуты превращаются в способы подачи: что-то хорошо выглядит в тексте, а что-то на экране. Главное не утратить смысл, который хотел донести, выбирая для него “одежду” поудобнее.

Популярные сообщения из этого блога

[Часть2 Глава1] БЕГУН (1996)

[Часть2 Глава1] БЕГУН (1997)

[Часть1 Глава2] ЗАРОЖДЕНИЕ ЭГО